Банально, но проще всего замена кулера на новый ). Это больше всего подойдет для кулеров в БП, корпусных пропелеров и с многих процессоров, где обычные корпусные вентиляторы 8x8, 12x12 и т.д. Но иногда такой вариант не подходит, чаще потому, что необходимо сохранить аутентичный внешний вид, как и в данном случае, а такой же кулер найти сложно. Чаще всего такая ситуация с видеокартами, кулерами на чипсетах и реже на процессорах. Да и "живой" кулер не стоит выкидывать, лучше обслужить, особенно если он дорогой и качественный. Основные признаки "живого" кулера: нет большого люфта крыльчатки, не успела сгореть обмотка от того, что он полностью заклинил. Можно попытаться оживить и такие "мертвые", но зачастую это пустая трата времени, т.к. результата нет, либо не долгосрочный.
И так у нас все же кулер, который попал в категорию тех, что нужно обслужить. Тут может быть 2 варианта. Обслуживаемый, т.е. полностью разборный и необслуживаемый, такие встречаются реже, но их много. Часто люди даже не снимая кулер, не то что не разбирая, впрыскивают смазку шприцом прямо в крыльчатку, либо пробивают наклейку по центру (так часто делают на БП, т.к. там как раз кулер повернут таким образом) и впускают смазку, помогает, но это конечно дичь и не на долго, чаще всего.
У меня обычно такая процедура. Снимаю кулер, с нижней части снимается защитная наклейка, вынимается пробка, разжимается стопорное кольцо, снимается крыльчатка, смотрим внимательно, могут быть резиновые колечки (а могут и не быть), 1 или 2, первое под стопорным кольцом второе на оси крыльчатки, заостряю внимание, т.к. их легко потерять и потом кулер не будет работать как нужно, не всегда, но в большинстве случаев. Далее делаю полную чистку от всей грязи превратившейся в абразив (пыль с остатками смазки), тут помогают: компрессор, кисточка, влажные салфетки, иногда WD40 для промывки. Затем наношу смазку, не слишком много, на ось, и на втулку, либо вставляю крыльчатку и потом наношу смазку во втулку, двигаю и вращаю крыльчатку для распределения смазки и все собираю назад, в конце заклеиваю наклейку, если повреждена или плохо липнет, вырезаю новую .
С необслуживаемым все почти так же кроме момента съема крыльчатки. Т.е. под наклейкой не будет пробки и снять стопорное кольцо не получится просто так. Тут 2 варианта. Первый рассверливаем отверстие, а дальше все как в обслуживаемом вентиляторе. Второй просто выпресовываем крыльчатку, все зависит от модели вентилятора. Все это нужно делать аккуратно, т.к. зачастую после такого ось крыльчатки может деформироваться и вращаться неровно. Короче необслуживаемые это то еще гемор ( Т.к. их разобрать полностью не всегда возможно, промываю грязь WD40 или подобным средством.
По поводу смазок. Для краткосрочного эффекта подойдет любая смазка, с любым вариантом ее загрузки в кулер. Так сказать быстрый колхозинг. Тут некоторые умудряются загонять и подсолнечное масло ). Но через короткое время оно естественно закоксовывается. Вариант получше моторное масло. В зависимости от вентилятора и масла может хватить на долго. Но из за повышенной текучести оно быстро стекает с поверхности и не задерживается в нужном месте. Слишком густые смазки типа тосолов тоже не очень хороши из за того, что в силу своей густоты в нужном месте они тоже находятся только на момент нанесения, а потом находятся просто в стороне и не движутся по нужному участку. Этими вариантами я не пользуюсь. Долгое время использовал литолы. Голубой для бензотримеров, не помню производителя, неплохой вариант, подходит для высоких оборотов и имеет консистенцию среднюю между тосолом и маслом, потом долго использовал темную смазку для бензотримеров STIHL. Сейчас пользуюсь силиконовой смазкой, наверное это оптимальный вариант. Она не густая, соответственно не зависает на одном месте не слишком жидкая, чтоб быстро вытечь. Их очень много всяких, например STEEL SPO-2
https://www.nix.ru/autocatalog/thermal_ ... llery=3159
Если нужна альтернатива силикону, неплохой будет вариант STEEL SPO-1
https://www.nix.ru/autocatalog/thermal_ ... 9&pid=3159
Если люфта нет, но втулка выработалась либо если это подшипник, а не втулка т.е. после обслуживания все рано гудит, можно попробовать такую смазку для восстановления STEEL SPO-3
https://www.nix.ru/autocatalog/thermal_ ... llery=3159
Если и в этом случае не прокатило, можно купить на али подшипники и заменить их, выпресовываются очень легко. Но это если вентилятор на столько важно восстановить.